Флуд:Мысли о жизни
Так что же такое аудиофилия? Пытаюсь разобраться на основании сделанных ранее воспоминаний и статей.

Аудиофилия и меломания. Основной итог

Я очень глубоко влез в тему. Я вспомнил и проанализировал свои детские и юношеские воспоминания. Проследил то, как мое увлечение музыкой менялось сквозь годы вместе с тем, как я становился более взрослым, мудрым и зрелым. Я проанализировал исследования других авторов. Среди них есть как аудиофилы, так и исследователи, предпочитающие более научный подход (наука, как противопоставление аудиофилии). Все это было наложено на мой личный опыт на конкретный момент времени и я, видимо, готов "родить" итог. Боюсь, правда, что в нескольких словах его не изложишь. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

О качестве музыки

2006 год. Мои походы на выставки перед покупкой оборудования
Играет ли качество музыки существенную роль в восприятии ее человеком?
Да! Однозначно!
Одинаково или по-разному играет звуковое оборудование из одного ценового диапазона и примерно одинаковых характеристик?
Однозначно по-разному.

Характеристики на мой взгляд имеют только одну функцию. Они позволяют произвести классификацию того или иного оборудования по качеству. Грубо говоря, можно сделать весьма дешевое и (условно) плохо играющее оборудование в очень красивом корпусе. Для того, чтобы не вводить покупателя в заблуждение, в инструкции печатаются характеристики оборудования. Это позволяет человеку сделать первый грубый отбор при выборе.

Стандарт HI-FI хорошо известен. описан и ему удовлетворяет очень широкий спектр оборудования. Например, в него укладываются как кассетные деки достаточно высокого класса, так и современные CD проигрыватели, хотя качество их воспроизведения сравнивать просто невозможно. Не буду говорить хуже или лучше. Скажу, что оно сильно различается.

Оказывает ли влияние на звук качество элементной базы, схемотехника, качество межблочных и акустических кабелей, качество корпусов и стоек?
Да! Оказывает. Одно больше, другое меньше, третье видно только на приборах, но оказывает. И спорить тут нечего! Если взять для анализа кабель от усилителя к колонкам, то кабель сечением 0.25 мм играть не будет. Вы получите весьма существенную разницу по сравнению с проводом сечением 2.5 мм. И нет в этом ничего удивительного. Не надо просто доводить до абсурда! То, что на звук влияет миллион факторов - это абсолютно бесспорно.
Как делают эксперты в области аудиофилии?
Эксперты не мудрствуют. Они используют провода сечением 4мм кв. среднего ценового диапазона. Для бытового использования вполне подойдет многожильный кабель сечением жилы 2 мм кв. в двойной изоляции из супермаркета. Не нужно использовать особо длинные провода. Длина должна быть такой, чтобы провод лежал ровно, без образования петель.

И вообще, нас, потребителей, никто не насилует! Идем в магазин, выбираем нормальные вещи по характеристикам, из них выбираем те, которые не слишком дешевы, затем слушаем на любимых мелодиях и покупаем. Дальше только радуемся. Так в чем вопрос-то? В отношении.

Индивидуальные особенности помещения

Огромную роль в том, что мы слышим, играют особенности помещения. Материал отделки стен, наличие мебели, углы и так далее. Звук многократно отражается от поверхностей и достигает наших ушей в виде эхо. Проблема исключительно важная и просто жалко становится аудиофилов, у которых нет возможности выделить для прослушивания музыки отдельную комнату только для одного этого предназначенную. Но и положение слушателя относительно колонок играет роль. Так, например, перемещение слушателя на полметра в ту или иную сторону уже дает разницу в ощущении баса порядка 0.3 Дб.

Индивидуальные особенности слушателя

Друзья! У каждого из нас есть уши. И у всех они разные. Как показывают эксперименты, все слышат одну и ту же музыку по-разному. Одному не хватает в ней басов, другому слишком много басов. Третьему - а можно погромче? Четвертому - а что так громко-то? И так далее. Разница нарастает на краях слышимого диапазона. Все слышат разные частоты и это доказано.

У каждого человека есть некий подъем чувствительности на уровне 3.5 тысячи герц. Это научный факт и он учитывается производителями музыкального оборудования. Ученые (подозреваю английские) считают, что подъем чувствительности на этих частотах связан с вопросом выживания. Это частота, на которой кричит человеческий ребенок. Другими словами, опять Дарвин виноват! И повышенная чувствительность на этом диапазоне создает "усталость от музыки", и часто даже раздражение, что тоже весьма символично.

Ушная раковина, например. может быть жесткой, мягкой, большой, маленькой, и все это оказывает значительное влияние на индивидуальное восприятие музыки.

А ведь в человеческом ухе есть не только ушная раковина. Есть еще внутренние детали человеческого слухового аппарата. Размер слухового прохода, отечность, загрязненность, резонансная частота и очень, просто очень много такого, что играет в восприятии музыки на столько важную роль, что выбор элементной базы, честно говоря, кажется совершенно незначительным фактором. Не говорю уж о проводах.

Но так или иначе люди слышат разницу! И я слышу, хотя уже давно не мальчик, а слух с возрастом ухудшается, как бы это ни было обидно. Но справедливости ради я скажу, что не слышу разницы между flac и mp3, который сделан из того же flac.

Психоакустика

Это, пожалуй, одна из наиболее интересных тем. Одна и та же музыка играет по-разному утром и вечером. То, что нравилось вечером, может совершенно не нравиться утром. То, под что я кайфовал после 100 грамм водки, может не впечатлить на свежую голову.

Опять же мимолетное психическое настроение может заставить мозг слушателя услышать в музыке такие детали, которые он никогда не услышал бы в обычном состоянии. Почему я написал "мозг ... услышать"? А очень просто. Мы слышим не совсем ушами. Ухо всего лишь инструмент для восприятия звука. В нем звук преобразовывается в электрические импульсы и все это отправляется в мозг для того, чтобы остальное тело отреагировало на этот звук. На этом пути мозг вполне может изменить, дорисовать, украсить то, что мы слышим. Вы знаете, что человеческий глаз крайне несовершенен? Не делали опытов со "слепым пятном"? Мозг дорисовывает то, что мы не видим. На самом деле мы часто видим не то, что есть в действительности. Вот и со звуком точно так же. Мы можем слышать такое, чего в музыке нет и никогда не было.

Когда у меня жена печет хлеб
, я чувствую сильный и очень приятный запах. Но уже через несколько минут я привыкаю и уже не могу сказать - остался запах или нет. Мне либо надо сильно сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы почувствовать запах снова, либо, что лучше, сходить на улицу и минуты через 3-4 вернуться. И вот тогда я точно почувствую - остался запах хлеба или уже улетучился.

С музыкой то же самое. Слух привыкает. И действует этот процесс быстро и четко. Для того, чтобы ощущения от музыки не притуплялись, надо совершить над собой некий духовный акт. Некое усилие. Сосредоточение, расслабление сознания и так далее. Я, возможно, посвящу этому отдельную статью.

Цель прослушивания музыки

Не скрою! Многие слушают музыку, но не все с одной и той же целью. И цель часто определяет отношение.
!!! Музыка может быть фоном при работе или езде на автомобиле.

В этом случае качество абсолютно неважно, хотя качественная музыка даже в виде фона интереснее некачественной. Феномен прослушивания музыки в виде фона очень интересен. Для чего это делается? От скуки? Для экономии времени (и послушать и поработать)? Очень сложно сказать! Лично я тоже иногда слушаю музыку в качестве фона. Некоторая мешает мне сосредоточиться на работе и такую я не слушаю. Но другая не мешает. Очень возможно, прослушивание музыки и интеллектуальная работа производятся разными частями мозга и не пересекаются.

Музыка ради “прихода”

Эта тема уже куда серьезнее. Такое прослушивание нельзя ни с чем комбинировать. Такое прослушивание есть работа и от нее можно устать. Или отдохнуть. Можно Возбудиться. А можно и успокоиться. И качество музыки здесь играет очень серьезную роль. Я ставлю качество на второе место после громкости. А громкость нужна только для того, чтобы расслышать детали, которые нельзя услышать при малой громкости. Так что и громкость не должна быть большой. Она должна быть достаточной.

Музыка ради гордости и тщеславия.

Гордость - имеет цель показать, что “Я” лучше других. Тщеславие - это деятельность, целью которой является восхищение или похвала окружающих.

И тщеславие и гордость являются смертными грехами. Они убивают душу, делают человека больным и неполноценным. С этими двумя проявлениями (маниями) надо всячески бороться. Тут и обсуждать больше как бы и нечего. Если кому не нравятся термин “смертный грех”, вполне можно использовать хорошее научное и атеистическое слово “мания”.

Музыка ради аудиофилии

Не могу сказать, что аудиофилия это чистая гордыня. Или чистое тщестлавие. Наверное тщеславия больше, но в аудиофилии есть что-то еще. Вот представьте. Человек садится перед колонками, включает музыку только для того, чтобы сосредоточиться на качестве того, как она звучит. При этом человек пользуется весьма неформализуемыми показателями. Такими как “воздушность”, “сцена”, “brilliance” и так далее. Причем, как я понимаю, чем напряженнее вслушиваться в качество, тем больше мозг устает и тем больше человек слышит того, чего в музыке нет. Это похоже на стресс. А стресс это еще два смертных греха (мании) - “печаль” и “уныние”. Комбинировать мании крайне опасно. Хорошо подсев на 3 мании (всего их семь описано), можно с высокой степенью вероятности умереть.

Слепой тест

Есть такая великолепная штука - слепой тест. Он дает поразительные результаты.

Музыканты, известные скрипачи не могут при слепом тесте определить скрипку Страдивари в сравнении с китайскими аналогами. И большинство выбирают именно китайские. Но не Страдивари.

Аудиофилы не могут отличить hi-end от hi-fi. Тыкают пальцем в небо. Не различается разница от проводов. Большинство специалистов не могут определить разницу между MP3 192кбс и FLAC. Но некоторые могут. Есть интересные эксперименты, где подопытные, почему-то все как один звукорежиссеры, могут в слепом тесте на слух различить типы воспроизводящего оборудования. Есть мнение, что люди этих профессий знают точно, что надо слушать. Они при этом сосредотачиваются на том, чтобы услышать особенности “щипка струны” или удара по клавише и по отзвуку делают вполне точные экспертные оценки.

И наконец. Люди при слепом тесте слышат разницу между двумя совершенно одинаковыми треками (побитово эквивалентными) на одном и том же оборудовании. И не только слышат, но и обсуждают различия, и друг с другом при этом соглашаются.

Есть много нареканий на слепой тест. И я многие поддерживаю. Человек, очевидно, создан не с одним органом чувств, а с несколькими. Лучше бы не отключать все, оставляя один. Один конечно будет работать хуже, чем полный набор. Но и полученный результат нельзя сбрасывать со счетов!

Очень! Очень все это интересно и поучительно. Но как по мне, я не вижу здесь ничего такого уж полезного. Ну напрашивается ведь! Не слушай музыку, если у тебя нет настроения. Слушай, если хочется. И слушай то, что хочется! Сегодня классику, завтра металл. Чего проще-то? Но кому-то это не кажется простым выходом!

Маркетинг и экономика

Как-то раз меня один знакомый (музыкант) пригласил в консерваторию на концерт. И я пошел. И я был удивлен! Музыка не впечатлила качеством! У меня дома лучше играет то же самое. Да ну нафиг! Живые инструменты играют хуже колонок! Да еще и бабушки в зале покашливают постоянно в платочки кружевные. Из-за этих бабушек я не смог сконцентрироваться на музыке и никакого удовольствия не получил. Еще и запахи всякие. Народ непонятно зачем в консерваторию ходит - музыку послушать, или платья вечерние проветрить. Короче говоря, с тех пор, а было это наверное в 91-м году, я ни на один концерт не ходил. И только из-за того, что боялся разочароваться. И не собираюсь, кстати.

Хотя нет! Был один раз с женой на концерте Гребенщикова. И говорил я ей! Не рассчитывай, что тебе понравится! Не поверила. Пошли мы. И получили ровно то, что я и ожидал. Качества никакого. Я ни у одной песни слов не понял. Потом спросил у жены - ты поняла слова хоть у одной песни? - Нет, но я знаю их наизусть. Ну я тоже знаю. Но это не повод на концерт идти и разочаровываться. И ехать черт-те знает куда на другой конец города. В Крокус аж! Тот, который на Волоколамке. Чуть ли не 90 км от дома, а может быть и больше.

К чему это я? А к тому, что качество музыки, которая находится в нашем распоряжении очень, просто очень высоко. Оно выше, если так можно сказать, чем у живых инструментов! Маркетинг заставляет инженеров, звукорежиссеров все больше украшать, производить ремастеринг музыки. Поднимаются одни частоты, опускаются другие. Все для того, чтобы удовлетворить наш вкус. Для чего удовлетворять вкус? Для создания спроса. Маркетинг в чистом виде!

А экономика причем здесь? А вот на эту тему интересный и показательный пример. Открываю я видео в ютюбе. На нем дядька лет 50 с пузом откровенно рассказывает о своих бедах. Он говорит буквально следующее.

“Я люблю слушать музыку. Честно! Но в последнее время я обратил внимание на то, что слушаю ее все меньше и меньше. А почему? Да все очень просто. Не могу слушать музыку с цифровых носителей! Режет уши холод и мертвечина цифры. Но вот недавно я увидел рекламу усилителя (проигрывателя, проводов). Послушал - и обомлел. Появилась глубина, сцена, воздух! И теперь я опять счастлив. Только и делаю, что слушаю и наслушаться не могу. А обязан я этим фирме вот такой-то. “

Осталось только добавить - Шпингалеты! Самовывоз из Тюмени (Петросян). Без комментариев, как говорится.

Аудиофилия

В моем любимом метафизическом труде "Бхагавадгита" есть следующая весьма глубокая мысль. Человек рождается в духовном смысле абсолютно пустым. Первую четверть жизни он познает мир, получает базовую информацию по нему. Вторую четверть жизни он взрослеет, зреет, узнает окружающий мир уже лучше. Постигает принципы его действия и начинает ощущать влияние духа и духовности. Третью четверть он уже в основном занят размышлениями о духовных аспектах своего существования. А четвертую четверть полностью посвящает себя истинному служению.

Замечу, это не религия. Это метафизическое философское учение. И дано оно было Кришной очень давно. Даже точно неизвестно когда именно, но видимо за несколько веков до нашей эры. И все примерно так и происходит! После 40 лет у человека обычно карьера идет на спад. Происходит так называемый кризис среднего возраста, после которого жизнь должна измениться именно в сторону приоритета духовности над плотью. Но в реальности к сожалению, люди на третьей и четвертой четверти своей жизни начинают не расти, а деградировать. И к старости скатываются опять до состояния ребенка и совершенно пустого сосуда. Бывает, порой, общаешься со старым человеком и думаешь: Где же твои годы-то? Что ты всю жизнь делал? Где мудрость-то хоть какая-то? Почему из всей жизни ты вынес только страх перед смертью и ничего больше?

И некоторые люди к середине жизни мало чем отличаются от ребенка. Ну только что выросли хорошо, покрылись волосами и пузо отрастили. Помните, я в своих воспоминаниях писал, что в детстве слушал музыку не столько ради музыки, сколько ради самого процесса, и в процессе прослушивания не мог глаз отвести от техники. Как там кассета крутится и индикаторы прыгают. Это было от того, что во мне не было духовности, или она была в зачаточном состоянии. Я был пустым футляром.

И вот я делаю вывод о том, что аудиофилия это именно духовная пустота, сохраненная на протяжении жизни.

Кстати, я объяснил аудиофилию с точки зрения духовности. Многим этот подход непонятен. Я хочу все написать о своем понимании духовности и никак не получается. Не могу нужные сочетания слов подобрать. Но я постараюсь. Так вот можно то же самое объяснить и с точки зрения нашего общепринятого материалистического мировоззрения и диалектического метода.

Аудиофил сосредоточен не на музыке, не на ее содержании и не на том влиянии, которые она оказывает на эмоции, а на ее качестве. На том, сколько в музыке деталей и как именно эти детали звучат. Напрягая свое сознание, аудиофил пытается почувствовать воздух, сцену и инструменты, хотя на самом деле настоящие инструменты звучат совсем не так, как он думает, а на много хуже. То есть вопрос качества воспроизведения приобретает абсолютно неформализованный характер. Человек пытается получить то, что априори недостижимо. Хотя, какой смысл решать задачу, которая имеет решение?

Мое глубокое убеждение состоит в том, что аудиофилия с точки зрения современной науки представляет собой стресс. Стресс надо лечить и он поддается лечению.

Так называемая "наука" противостоит аудиофилии, но тоже не хороша! Она те же яйца, только в профиль. Ну какая разница - сосредотачивается человек на качестве музыки с субъективной точки зрения (аудиофилия) или с объективной (“наука”)? Еще хуже, когда аудиофилии противостоит агрессивная наука, ставящая себе целью доказать, что аудиофилия несостоятельна. Она внушает в умы не совсем то, что надо молодому поколению. Надо внушать человеку вовсе не то, что качество не важно или не имеет значения. Тем более, оно имеет значение! Надо не срачи в интернете устраивать и холивары, а внушать молодому человеку принципы правильного взросления и гармоничного формирования психики. Надо учить человека быть независимым в оценках и не врать самому себе! Надо учить человека иметь мнение и не стыдиться его. Надо учить его выстраивать позитивную систему ценностей и основывать ее на духовных, а не на плотских идеалах. Надо учить бороться со стрессом без медикаментов.

Как этого достичь? А я не знаю. Есть, видимо, специально обученные люди. Вот пусть они этим и занимаются. А я как-то без них обошелся. И если не достиг духовных высот, то как минимум стараюсь отдавать себе отчет в своих недостатках и пытаюсь с ними бороться. Этого было тоже очень трудно достичь! Без обращения к высшим силам, видимо это было бы невозможно.

Почему меня вообще так “зацепила” эта тема?

Кем я себя считаю? Меломаном или аудиофилом?
Скорее меломаном. Но в детстве я был скорее аудиофилом. Это я показал в своих воспоминаниях о детстве и юности.
Мешают мне аудиофилы жить?
Нет. Не мешают
Раздражают меня аудиофилы?
Немного раздражают, но я пытаюсь с этим бороться.
У нас в соседней деревне есть старообрядческий храм.
Там полно старушек, которые являются поборниками и блюстителями. Они ужасно злые. Они смотрят на посетителей исподлобья. И чуть что, они всячески выказывают свое неудовольствие. И эту церковь ценят за традици, но туда никто не ходит, ибо там надо быть очень внимательным, одеваться подобающе (примерно как женщины на ближнем востоке одеваются) и вообще быть весьма дисциплинированным. Вот так и я выступаю в роли таких бабушек. Хочу поучить аудиофилов. Это очевидная гордыня и именно с ней я постоянно борюсь. Поэтому пытаюсь, чтобы мой анализ обошелся без гордыни. И тщеславия, кстати.

Ну и аудиофилы разогревают рынок. Это полезно для рынка и вредно для других потребителей. Кому-то приходится много копить, а кто-то ищет успокоения в китайских поделках. Последнее совсем плохо, ибо стимулирует неудовлетворенность и аудиофилию, замыкая круг.

Зачем же я исследую эту тему?
После долгих раздумий и анализа, а я очень склонен к самоанализу, я считаю, что исследуемая тема весьма интересна в плане формирования человеческой личности и духовности. Тема личности меня волнует не слишком сильно, а вот тема духовности волнует. Опять же я постоянно накладываю свой жизненный опыт на свое мировоззрение и, таким образом, опять и опять утверждаюсь в мысли, что оно верно. Опять же мне над понять в конце концов аудиофил я или меломан. Качество музыки для меня важно. Эстетическая сторона музыкального оборудования (его внешний вид) тоже важен. Но к счастью я свободен от концентрации внимания на качестве.

Ссылки по теме

Рецензии только мои личные. Ни в коем случае не претендую на объективность!

  • Канал сталкера в целом https://www.youtube.com/user/stalker29218. Обожаю этого парня. То, что он делает называется истинным искусством. Хотя он представитель течения, которое я описал в статье как “наука”.
  • Исследование особенностей восприятия музыки разными людьми. К сожалению маловата база для исследования, но все равно дико познавательно. https://youtu.be/pavYLPH-2ao и эпохальное 2-х часовое видео (смотрится на одном дыхании) https://youtu.be/sI5B81vKxgw
  • Относительно скрипок Страдивари https://youtu.be/IwZanAT7umg
  • О сущности лампового звука https://youtu.be/R_m3fOTbwHI Это третья часть серии. Саму серию я не осилил, а выводы вполне понятны. Автор интересный. Весьма опытный радиолюбитель. Скорее даже инженер современных взглядов. Оценки очень адекватны. Возможно суховат. Не артист. И мы с ним расходимся во вкусах на музыку.
  • Канал https://www.youtube.com/user/ensemb. У меня сложное отношение к этому каналу. Мужик вроде бы умный и опытный, но им явно движет желание монетизации. А где монетизация - там недалеко и до манипуляции. Страна приписки Прибалтика. К сожалению он отрицает соответствие цены качеству и это в корне противоречит моему личному опыту.
  • Канал https://youtu.be/hInsWaT4NSY. Тоже Прибалтика. Тоже монетизация. Но интереснее предыдущего. Значительно больше творческой составляющей. Можно скачать подготовленный трек и посмотреть, видна ли разница между сжатым и несжатым форматом. У меня есть ощущение, что канал эксплуатирует аудиофилов. Или хочет эксплуатировать.
  • https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/377257/ Весьма интересная переводная статья об исследовании влияния проводов на звук. Все очень благообразно (американец все-таки писал, видимо).

Спасибо за внимание!
Дмитрий Белкин

Статья создана 14.05.2019

Добавить комментарий

Я считаю, что вы ознакомились с правилами комментирования материалов этого сайта, с регламентом ответов на вопросы читателей и согласны с ними

 

 

Как ввести красивый комментарий?

На самом деле очень просто. Я прошу всех постараться вводить комментарии с элементами форматирования

Ввод абзаца

Для того, чтобы ввести абзац, нужно просто отделить один абзац от другого пустой строкой. В этом случае текст будет сформирован абзацами.

Пример

>
>Текст первого абзаца
>
>Текст второго абзаца
>
Перенос строки

Для того, чтобы сделать перенос строки, нужно просто перейти на новую строку (без пропуска отдельной строки) внутри блока абзаца.

Пример

>
>Текст абзаца
>с переносом строки
>
>Текст второго абзаца
>
Выделение текста

Для того, чтобы сделать выделение текста, можно использовать тег <b>.

Пример

>
>Текст абзаца с <b>выделенным текстом</b>.
>
Заголовок в тексте

Для того, чтобы сделать заголовок, нужно просто первым символом абзаца поставить "! ".

Пример

>
>! Заголовок
>
>Текст абзаца
>
Бюллетень

Для того, чтобы сделать бюллетень, нужно просто первым символом абзаца поставить "- ".

Пример

>
>Следующие пункты объединены в бюллетень:
>
>- первый пункт;
>
>- второй;
>
>- третий.
>
Нумерованный список

Для того, чтобы сделать нумерованный список, нужно просто первым символом абзаца поставить "# " или "№ ".

Пример

>
>Следующие пункты объединены в нумерованный список:
>
>№ первый пункт;
>
>№ второй;
>
># третий.
>
Цитирование

Это пока не реализовано

Надеюсь, что эти простые правила никого не напрягут и позволят всем, кто хочет сделать свой комментарий красивым, реализовать это без труда.